В Москве состоялся V Съезд Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления. В мероприятии приняли участие делегаты 89 региональных советов муниципальных образований страны. Кабардино-Балкарию представляли зам. главы Эльбрусского муниципального района Руслан Джаппуев и исполнительный директор АСМО КБР Николай Маслов, который поделился своими впечатлениями о работе Съезда.

- Николай Александрович, какие основные вопросы были рассмотрены в ходе работы съезда?

- Повестка Съезда была весьма насыщенной. В его работе принимали участие и представители целого ряда федеральных министерств и ведомств, а также Советов муниципальных образований в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. В своем приветственном обращении к делегатам съезда Первый заместитель Руководителя администрации Президента России Сергей Кириенко особо отметил огромную ответственность муниципальной власти перед людьми и поблагодарил «за работу, профессионализм, патриотизм, преданность делу и служение».

  Были подведены итоги деятельности ВАРМСУ за год. Среди них – инициированный Ассоциацией масштабный проект «Муниципальный диалог», направленный на сбор и анализ успешных практик муниципалитетов, а также проблемных вопросов. В ходе его работы были обозначены актуальные темы для развития муниципальной повестки страны. Это популяризация муниципальной службы, инструменты для повышения компетентности, вовлечение молодежи в муниципальную службу.                                           

Была представлена модель развивающегося взаимодействия региональной власти с органами местного самоуправления.

   - Рассматривался ли актуальный запрос муниципального сообщества о юридической поддержке, а также возможности участвовать в развитии законодательной базы?

     -Да, речь шла о том, что крайне важно, чтобы муниципалитеты имели возможность участвовать в так называемом «нулевом чтении» нормативных  документов,имеющих отношение к муниципальной проблематике. Поэтому одна из задач ВАРМСУ на предстоящий период связана с вовлечением Советов муниципальных образований в законотворчество на региональном уровне и инициирование обсуждения законодательства на федеральном. Это позволит избежать необходимости в дальнейшем донастраивать, корректировать нормативно-правовую базу.

- Еще один распространенный запрос от представителей местного самоуправления, который звучал на протяжении всего года, – это повышение компетенций, а также возможность более широкого общения с коллегами для обмена опытом…

-  Проработке этого вопроса было уделено самое серьезное внимание уже в ходе подготовки съезда. Так, в этом году на базе ВНИ РАНХиГС начинает свою работу «Цифровой университет муниципалитета». Это образовательная среда для представителей местного самоуправления. Программы и курсы пройдут для муниципальных служащих, которые хотят освоить новые компетенции или углубить свои знания. Для подготовки управленческих кадров запущена «Школа мэров». В Президентской академии уже стартовал первый поток. Цель проекта – подготовка компетентных специалистов, способных реализовать проекты развития   муниципальных образований для повышения качества жизни населения. Один из важных треков проекта –«Экономика и финансы муниципалитетов. О взаимодействии с местным бизнесом, реорганизации бюджетных учреждений будет идти речь в рамках блока «Хозяйственная деятельность и развитие территорий». Всего планируется два потока обучения, модули которых будут проходить в разных регионах РФ.

    Кроме того, запускается проект «Муниципальный наставник». Он позволит выстроить процесс обмена опытом между опытными управленцами и начинающими работниками местного самоуправления и развивать межмуниципальное сотрудничество.

-    Какие цели и задачи на 2024 год для управленческой системы федерального, регионального и муниципального уровней были поставлены на V Съезде?

  -   Одна из основных задач, которая стоит в рамках управленческих решений – ответ на вопрос: за счет чего реализовать ту или иную практику и как привлечь компетентных специалистов. Линейка проектов позволит создать качественную базу кадрового муниципального резерва и настроить систему масштабирования лучших практик. По-прежнему большое внимание будет уделяться проведению конкурса «Лучшая муниципальная практика», направленного на выявление, поощрение и распространение примеров успешных практик органов местного самоуправления.

 Другая глобальная задача -повышение престижа муниципальной службы. Ведь на сегодняшний день в системе местного самоуправления страны работает порядка 4,5 млн. человек в 18 тыс. муниципальных образований.    С этой целью на Съезде был дан старт Всероссийской муниципальной премии «Служение» для награждения выдающихся представителей муниципального сообщества.  Уже идет прием заявок на премию. Лауреаты будут определены путем многоуровневого голосования. Награждение победителей состоится в январе 2024 года на Всероссийском муниципальном форуме «Малая Родина –сила России», куда будут приглашены 7 тыс. глав муниципалитетов. Кроме того, по поручению Президента РФ будет учреждено почетное звание «Заслуженный работник местного самоуправления». Это часть системных решений, принимаемых Президентом России по повышению авторитета, влияния и уважения к уровню местного самоуправления, что послужит и укреплению значимости ВАРМСУ, обеспечивающей представление интересов муниципалитетов на федеральном уровне.

                На Съезде был избран и новый состав органов управления ВАРМСУ, в который вошли ранее работавшие сопредседатели организации Ирина Гусева и Андрей Шевченко.

              Беседовала Татьяна УЛЬЯНОВА